г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
Общее количество бюджетных мест в 2024 году: 50
Количество платных мест в 2024 году: 20
Срок очного обучения: 4 года
Выпускная квалификация: Бакалавр
Вступительные испытания
Мы ответим на любые вопросы по поступлению
Профиль:
Цель программы – подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих обширными общекультурными и профессиональными компетенциями в области исторического образования, архивной, музейной и научно-исследовательской деятельности.
История – это классическое гуманитарное направление подготовки, нацеленное на подготовку специалистов, способных анализировать информацию, используя как классические методы, так и современные цифровые технологии. Учащиеся смогут получить здесь навыки работы с текстовыми источниками, необходимые для критической оценки информации, ее верификации, что особенно востребовано в современную цифровую эпоху. История, на примере разнообразных культур и обществ в разные периоды их развития, позволяет увидеть все многообразие цивилизации, оценить богатство традиций, ментальности, социальных и культурных норм различных народов, что позволяет понимать «человека ушедших эпох» и при этом оставаться современным.
Обучение по направлению подготовки «История» позволяет познакомиться с увлекательной историей различных цивилизаций мира, с богатым прошлым Сибири и родного края, с культурой различных эпох и народов, с обычаями и традициями жизни этносов, с религиозными воззрениями древности и современности. Учебная программа включает в себя различные виды практик: археологическую, архивно-музейную, педагогическую, что в процессе обучения позволяет формировать компетенции, необходимые для эффективной профессиональной деятельности после получения исторического образования. Историческое направление подготовки предполагает не только качественный учебный процесс, но и увлекательную внеучебную деятельность: от кружка исторической реконструкции до различных интеллектуальных игр.
«История» – одна из старейших учебных программ, которые в настоящее время существуют в университете. Именно с исторического бакалавриата начинается путь к престижной и почетной профессии исследователя ушедших эпох. Направление подготовки реализуется преподавателями – обладателями престижных грантов Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), что позволяет интегрировать актуальные академические тенденции в учебный процесс. Историческое образование тесно сопряжено с современной исследовательской повесткой. Студенты-историки регулярно принимают участие в региональных и всероссийских научных мероприятиях.
Историческое направление подготовки позволит сформировать компетенции, необходимые для работы в учреждениях культуры и социальной сферы, педагогической деятельности и научно-исследовательского поиска. Историческое образование также формирует обширные общекультурные компетенции и богатую интеллектуальную базу, которые обеспечивают высокий профессиональный уровень выпускников. Высокая конкурентоспособность выпускника-историка обеспечивается уникальным набором компетенций и способностью обладать навыками глубокого системного и критического анализа прошлого, выстраивать коммуникацию и диалог между различными сообществами и сопровождать изменения в регионе, стране и мире с учетом историко-культурного опыта.
Образовательная программа «История» включает в себя обширный перечень исторических дисциплин, нацеленных на формирование концептуальных основ будущей специальности, а также дающих эффективный методологический арсенал для будущей профессиональной деятельности. Программа обучения включает в себя ряд базовых дисциплин, таких как «Мировая история», «Источниковедение», «Образная история», которые позволяют сформировать представление об историческом процессе, культуре и сознании людей в различные эпохи в разных регионах мира с Древности до наших дней. Практическая подготовка, которую будут проходить учащиеся на базе образовательных, музейных, архивных учреждений, а также в полевых условиях по окончании каждого из курсов обучения позволит закрепить полученные знания и сформировать реальные навыки, необходимые в современной профессиональной деятельности историка.
Образовательная программа «История» является классическим направлением подготовки и нацелена на формирование обширных общекультурных компетенций и навыков, необходимых для эффективной оценки и научной критики информации, потребность в которых столь остро ощущается в условиях современного информационного общества. Программа ориентирована на изучение дисциплин с применением современных цифровых технологий, освоение которых сформирует у выпускников дополнительные умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности в области истории. Образовательная программа, благодаря изучению обширного исторического материала, способствует формированию у учащихся прочных культурных ценностей, которые облегчают дальнейшую социальную самоидентификацию выпускников, и позволяют сформировать компетенции, необходимые для освоения более узких профессиональных треков.
Профессиональные дисциплины и практики направления подготовки:
• Мировая история;
Научные интересы:
- Медаль ТюмГУ "За выдающиеся успехи" (2002)
- Почетная грамота Губернатора Тюменской области (2004)
- Нагрудный знак Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2006)
- Благодарственное письмо председателя Тюменской городской Думы (2015)
- Почетная грамота Тюменской городской Думы (2023)
Научные интересы:
Научные интересы:
Учебные занятия по направлению подготовки «История» ведут профессиональные преподаватели и исследователи – доктора и кандидаты исторических наук:
• Байдуж Дмитрий Валерьевич, к.и.н., доцент кафедры истории
• Баязитова Гульнара Ильгизовна – к.и.н., доцент кафедры международных отношений и регионоведения
• Бородулина Елена Викторовна, к.и.н., доцент, доцент кафедры истории
• Гоголев Дмитрий Александрович, к.и.н., доцент кафедры истории
• Кондратьев Сергей Витальевич, д.и.н., профессор кафедры истории
• Кононенко Анатолий Анатольевич, д.и.н., профессор кафедры истории
• Митюрева Дарья Сергеевна, к.и.н., старший преподаватель кафедры истории
• Пашин Сергей Станиславович, д.и.н., профессор, профессор кафедры истории
• Скочин Артём Васильевич – к.и.н., доцент кафедры истории
• Сокова Зинаида Николаевна, д.и.н., профессор кафедры истории
• Туров Сергей Викторович, к.и.н., доцент, доцент кафедры истории
а также приглашенные специалисты-практики:
• Лискевич Нина Александровна, к.и.н., ведущий научный сотрудник
ФГБУН ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН, Институт проблем освоения Севера
• Черепнёва Ольга Владимировна, заместитель директора ГБУТО «Государственный архив Тюменской области»
Учащиеся направления подготовки «История: цифровая история, преподавание истории» ежегодно выезжают на полевую археолого-этнографическую практику в различные районы Тюменской области, которую проходят под руководством опытных исследователей – доктора исторических наук, профессора кафедры истории Натальи Петровны Матвеевой, а также кандидата исторических наук, ассистента кафедры истории Евгения Алексеевича Третьякова.
Кроме того, практическое обучение студентов осуществляется на площадках наших партнеров – научных, образовательных и культурно-просветительских организаций Тюмени.
Места проведения практики:
Студенты направления подготовки «История» ежегодно успешно участвуют в научных конференциях, конкурсах профессионального мастерства, проходят стажировки в престижных научно-образовательных школах, а также публикуются в высокорейтинговых изданиях и сборниках. В частности, будущие историки принимали участие в:
Конференции молодых исследователей «Управление и управляемость в Российской империи XVIII–начала XX вв.» (25–27 ноября 2021 г., г. Санкт-Петербург);
Зимней школе «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» (13–17 декабря 2021 г., г. Санкт-Петербург);
Летней методической школе "Текст как данные: количественный и качественный анализ текстов в политических науках" (7-13 августа, 2022 г., Иркутск–Москва);
VIII Зимней школе абитуриента «Ремесло историка. Как написать хорошую исследовательскую работу». (27-29 января 2022 г., Европейский университет в Санкт-Петербурге);
Школе молодых учёных РАН «Человек на войне в Средние века и Новое время» (декабрь 2022 г., Москва).
А также получили призовые места в различных секциях:
Ежегодных всероссийских межвузовских научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские чтения»;
Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»;
Студенческих конференциях Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ «Ключевые слова».
Выдающиеся выпускники программы:
• Борисов Валерий Иванович, Глава Администрации Нижнетавдинского муниципального района (выпуск 1982 г.)
• Гильманов Сергей Амирович, профессор Югорского государственного университета (выпуск 1981 г.)
• Заболотный Евгений Борисович, председатель Тюменской городской Думы (выпуск 1977 г.)
• Загвязинский Владимир Ильич, известный советский и российский учёный, педагог, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования (выпуск 1952 г.)
• Западнова Наталья Леонидовна, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (выпуск 1984 г.)
• Козлов Сергей Сергеевич, член Союза писателей России, член Союза журналистов России (выпуск 1984 г.)
• Лагунов Константин Яковлевич, известный писатель (выпуск 1950 г.)
• Лупиков Константин Васильевич, победитель городского и областного конкурсов «Учитель–2009», вошёл в число победителей конкурса «Лучший учитель России» (выпуск 1995 г.)
• Лысакова Ирина Николаевна, «отличник народного просвещения», директор Департамента образования и науки Тюменской области (2004–2011 гг.) (выпуск 1982 г.)
• Шишкин Игорь Геннадьевич, ученый секретарь ГАУК ТО "Тюменское музейно-просветительское объединение" (выпуск 1992 г.)
• Петрушин Александр Антонович, известный писатель, историк-краевед, публицист, научный консультант кинофильмов «Адмирал» и «Господа офицеры: спасти императора». Один из соавторов научно-исторического журнала «Родина», член Союза журналистов России (выпуск 1971 г.)
• Тарасова Ольга Петровна, директор ГБУТО «Государственный архив Тюменской области» (выпуск 1981 г.)
Ключевые профессиональные компетенции:
Умение осуществлять научно-исследовательскую и проектную деятельность в области исторических наук.
Способность осуществлять хранение, комплектование, учет и использование музейных предметов и коллекций, а также документов архивных учреждений.
Умение выявлять объекты, обладающие историко-культурной ценностью, осуществлять поиск информации о них в соответствующей литературе и исторических источниках и разрабатывать экскурсионные маршруты.
Способность осуществлять поиск, систематизацию и анализ исторической информации.
Востребованность специалистов на рынке труда:
Научно-исследовательский трек, позволяющий поступить в историческую магистратуру, после окончания которой есть возможность заниматься научной и преподавательской деятельностью в качестве сотрудника вуза или научно-исследовательской лаборатории
Педагогический трек: преподавание истории в учебных заведениях города и региона
Возможность работы в музейных учреждениях, частных и государственных архивах
Классическое историческое образование формирует обширные общекультурные компетенции и интеллектуальную базу для множества более узких гуманитарных и социальных направлений подготовки.
Трудоустройство и карьера:
Средние общеобразовательные учебные заведения города и Тюменской области
Тюменское музейно-просветительское объединение
Государственные архивы Тюменской области
Тюменская областная научная библиотека имени Дмитрия Ивановича Менделеева
Институт проблем освоения Севера СО РАН
Муниципальные и региональные органы власти (Администрация г. Тюмени, Правительство Тюменской области, Тюменская областная Дума, Департамент образования и науки Тюменской области и др.)
Возможные должности:
учитель истории и обществознания
завуч, директор образовательного учреждения
научный сотрудник музея/архива
делопроизводитель организации
сотрудник СМИ
библиотечный работник
экскурсовод
педагог дополнительного образования
сотрудник муниципальных и региональных органов власти (госслужащий)