Меню

О направлении

Общее количество бюджетных мест в 2024 году: 50

Количество платных мест в 2024 году: 20

Срок очного обучения: 4 года

Выпускная квалификация: Бакалавр


Вступительные испытания

Обязательные:

  • История35Бакалавриат
  • Русский язык40Бакалавриат
По выбору:

  • Обществознание 45Бакалавриат
  • География 40Бакалавриат

Задать вопрос

Мы ответим на любые вопросы по поступлению

Направление История - специальность 46.03.01, Бакалавриат в ТюмГУ, Институт социально-гуманитарных наук

Профиль:

  • Цифровая история, преподавание истории

Цель программы – подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих обширными общекультурными и профессиональными компетенциями в области исторического образования, архивной, музейной и научно-исследовательской деятельности.

История – это классическое гуманитарное направление подготовки, нацеленное на подготовку специалистов, способных анализировать информацию, используя как классические методы, так и современные цифровые технологии. Учащиеся смогут получить здесь навыки работы с текстовыми источниками, необходимые для критической оценки информации, ее верификации, что особенно востребовано в современную цифровую эпоху. История, на примере разнообразных культур и обществ в разные периоды их развития, позволяет увидеть все многообразие цивилизации, оценить богатство традиций, ментальности, социальных и культурных норм различных народов, что позволяет понимать «человека ушедших эпох» и при этом оставаться современным.

Обучение по направлению подготовки «История» позволяет познакомиться с увлекательной историей различных цивилизаций мира, с богатым прошлым Сибири и родного края, с культурой различных эпох и народов, с обычаями и традициями жизни этносов, с религиозными воззрениями древности и современности. Учебная программа включает в себя различные виды практик: археологическую, архивно-музейную, педагогическую, что в процессе обучения позволяет формировать компетенции, необходимые для эффективной профессиональной деятельности после получения исторического образования. Историческое направление подготовки предполагает не только качественный учебный процесс, но и увлекательную внеучебную деятельность: от кружка исторической реконструкции до различных интеллектуальных игр.

«История» – одна из старейших учебных программ, которые в настоящее время существуют в университете. Именно с исторического бакалавриата начинается путь к престижной и почетной профессии исследователя ушедших эпох. Направление подготовки реализуется преподавателями – обладателями престижных грантов Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), что позволяет интегрировать актуальные академические тенденции в учебный процесс. Историческое образование тесно сопряжено с современной исследовательской повесткой. Студенты-историки регулярно принимают участие в региональных и всероссийских научных мероприятиях.

Историческое направление подготовки позволит сформировать компетенции, необходимые для работы в учреждениях культуры и социальной сферы, педагогической деятельности и научно-исследовательского поиска. Историческое образование также формирует обширные общекультурные компетенции и богатую интеллектуальную базу, которые обеспечивают высокий профессиональный уровень выпускников. Высокая конкурентоспособность выпускника-историка обеспечивается уникальным набором компетенций и способностью обладать навыками глубокого системного и критического анализа прошлого, выстраивать коммуникацию и диалог между различными сообществами и сопровождать изменения в регионе, стране и мире с учетом историко-культурного опыта.

Образовательная программа «История» включает в себя обширный перечень исторических дисциплин, нацеленных на формирование концептуальных основ будущей специальности, а также дающих эффективный методологический арсенал для будущей профессиональной деятельности. Программа обучения включает в себя ряд базовых дисциплин, таких как «Мировая история», «Источниковедение», «Образная история», которые позволяют сформировать представление об историческом процессе, культуре и сознании людей в различные эпохи в разных регионах мира с Древности до наших дней. Практическая подготовка, которую будут проходить учащиеся на базе образовательных, музейных, архивных учреждений, а также в полевых условиях по окончании каждого из курсов обучения позволит закрепить полученные знания и сформировать реальные навыки, необходимые в современной профессиональной деятельности историка.

Образовательная программа «История» является классическим направлением подготовки и нацелена на формирование обширных общекультурных компетенций и навыков, необходимых для эффективной оценки и научной критики информации, потребность в которых столь остро ощущается в условиях современного информационного общества. Программа ориентирована на изучение дисциплин с применением современных цифровых технологий, освоение которых сформирует у выпускников дополнительные умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности в области истории. Образовательная программа, благодаря изучению обширного исторического материала, способствует формированию у учащихся прочных культурных ценностей, которые облегчают дальнейшую социальную самоидентификацию выпускников, и позволяют сформировать компетенции, необходимые для освоения более узких профессиональных треков.

Обучение

Профессиональные дисциплины и практики направления подготовки:

• Мировая история;
• Источниковедение;
• Цифровая история;
• Образная история;
• Археология;
• Этнология;
• История Древнего мира;
• Введение в историческую науку;
• Архивоведение и музееведение;
• Русская палеография;
• Методика преподавания истории и обществознания;
• Научно-исследовательский семинар;
• Теория и методология истории;
• Археолого-этнографическая практика;
• Архивно-музейная практика;
• Педагогическая практика.

Дисциплины по выбору:
• История мировой культуры;
• Латинский язык;
• Социальная антропология;
• Культурная антропология;
• История стран Центральной и Юго-Восточной Европы;
• История Сибири в XX веке;
• История исторической науки;
• Геоинформатика и статистика в исторических исследованиях.

Руководитель программы: Скочин Артём Васильевич – 34 года. Кандидат исторических наук, выпускник Института истории и политических наук Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов – социальная история в советский и постсоветский периоды, история Тюменского региона.  Автор более 20 научных публикаций, участник ряда грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Регулярно принимает участие в различных научных мероприятиях.


Лица программы:

  • Александр Георгиевич Еманов – д-р ист. наук, профессор, профессор кафедры истории

Научные интересы:
Медиевистика, византиноведение, специальные исторические дисциплины

  Награды:

- Медаль ТюмГУ "За выдающиеся успехи" (2002) 

- Почетная грамота Губернатора Тюменской области (2004)

- Нагрудный знак Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2006)

- Благодарственное письмо председателя Тюменской городской Думы (2015)

- Почетная грамота Тюменской городской Думы (2023)

 

  • Наталья Петровна Матвеева – д-р ист. наук, профессор, профессор кафедры истории

Научные интересы:
Археологическое источниковедение, реконструкции природного окружения и экономики и социального строя древних обществ, проблемы социокультурной адаптации населения древности и средневековья к вызовам среды, этнокультурные процессы, применения методов естественных наук в археологии, освоение Сибири русскими, междисциплинарная интеграция в области изучения культурного слоя.
Награды:
- Благодарности Тюменского государственного университета (1999, 2003, 2006, 2011, 2016, 2021)
- Почетные грамоты Тюменского государственного университета (2010, 2013)
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2011)
- Благодарность Губернатора Тюменской области (2020)
- Почетная грамота Департамента образования и науки Тюменской области (2023) 


  • Валерий Михайлович Кружинов д-р ист. наук, профессор, профессор кафедры истории 

Научные интересы:
История политических конфликтов в первое десятилетие советской власти, история политических партий России, нэпа и сталинской модернизации, а также ряду проблем региональной истории.
Награды:
- Благодарности Тюменского государственного университета (1987, 1996, 1997, 2002, 2008)
- Медаль Тюменского государственного университета "За выдающиеся успехи" (2002)
- Нагрудный знак Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2009)
- Почетная грамота Тюменской областной Думы (2015)
- Почетный ветеран Тюменского государственного университета (2022)
- Нагрудный знак "Почетный наставник" Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (2023)

Учебные занятия по направлению подготовки «История» ведут профессиональные преподаватели и исследователи – доктора и кандидаты исторических наук:

• Байдуж Дмитрий Валерьевич, к.и.н., доцент кафедры истории

• Баязитова Гульнара Ильгизовна – к.и.н., доцент кафедры международных отношений и регионоведения

• Бородулина Елена Викторовна, к.и.н., доцент, доцент кафедры истории

• Гоголев Дмитрий Александрович, к.и.н., доцент кафедры истории

• Кондратьев Сергей Витальевич, д.и.н., профессор кафедры истории

• Кононенко Анатолий Анатольевич, д.и.н., профессор кафедры истории

• Митюрева Дарья Сергеевна, к.и.н., старший преподаватель кафедры истории

• Пашин Сергей Станиславович, д.и.н., профессор, профессор кафедры истории

• Скочин Артём Васильевич – к.и.н., доцент кафедры истории

• Сокова Зинаида Николаевна, д.и.н., профессор кафедры истории

• Туров Сергей Викторович, к.и.н., доцент, доцент кафедры истории

 

а также приглашенные специалисты-практики:

• Лискевич Нина Александровна, к.и.н., ведущий научный сотрудник

ФГБУН ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН, Институт проблем освоения Севера

• Черепнёва Ольга Владимировна, заместитель директора ГБУТО «Государственный архив Тюменской области»

Практики

Учащиеся направления подготовки «История: цифровая история, преподавание истории» ежегодно выезжают на полевую археолого-этнографическую практику в различные районы Тюменской области, которую проходят под руководством опытных исследователей – доктора исторических наук, профессора кафедры истории Натальи Петровны Матвеевой, а также кандидата исторических наук, ассистента кафедры истории Евгения Алексеевича Третьякова.

Кроме того, практическое обучение студентов осуществляется  на площадках наших партнеров – научных, образовательных и культурно-просветительских организаций Тюмени.

Места проведения практики:
• ГБУТО «Государственный архив Тюменской области»
• ГБУТО «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области»
• ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение»
• Институт проблем освоения Севера СО РАН
• Средние общеобразовательные учебные заведения города: 
- Гимназия Тюменского государственного университета.
- Гимназии: № 1, 12, 16, 21, 83.
- Школы: № 15, 22, 27, 45, 63, 70, 72 и др. 
• Кафедры истории, а также международных отношений и регионоведения  Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ. 


Достижения

Студенты направления подготовки «История» ежегодно успешно участвуют в научных конференциях, конкурсах профессионального мастерства, проходят стажировки в престижных научно-образовательных школах, а также публикуются в высокорейтинговых изданиях и сборниках. В частности, будущие историки принимали участие в:

  • Конференции молодых исследователей «Управление и управляемость в Российской империи XVIII–начала XX вв.» (25–27 ноября 2021 г., г. Санкт-Петербург);

  • Зимней школе «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» (13–17 декабря 2021 г., г. Санкт-Петербург);

  • Летней методической школе "Текст как данные: количественный и качественный анализ текстов в политических науках" (7-13 августа, 2022 г., Иркутск–Москва);

  • VIII Зимней школе абитуриента «Ремесло историка. Как написать хорошую исследовательскую работу». (27-29 января 2022 г., Европейский университет в Санкт-Петербурге);

  • Школе молодых учёных РАН «Человек на войне в Средние века и Новое время» (декабрь 2022 г., Москва).

А также получили призовые места в различных секциях:

  • Ежегодных всероссийских межвузовских научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские чтения»;

  • Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»;

  • Студенческих конференциях Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ «Ключевые слова». 

Выпускники

Выдающиеся выпускники программы:
• Борисов Валерий Иванович, Глава Администрации Нижнетавдинского муниципального района (выпуск 1982 г.)
• Гильманов Сергей Амирович, профессор Югорского государственного университета (выпуск 1981 г.)
• Заболотный Евгений Борисович, председатель Тюменской городской Думы (выпуск 1977 г.)
• Загвязинский Владимир Ильич, известный советский и российский учёный, педагог, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования (выпуск 1952 г.)
• Западнова Наталья Леонидовна, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (выпуск 1984 г.)
• Козлов Сергей Сергеевич, член Союза писателей России, член Союза журналистов России (выпуск 1984 г.)
• Лагунов Константин Яковлевич, известный писатель (выпуск 1950 г.)
• Лупиков Константин Васильевич, победитель городского и областного конкурсов «Учитель–2009», вошёл в число победителей конкурса «Лучший учитель России» (выпуск 1995 г.)
• Лысакова Ирина Николаевна, «отличник народного просвещения», директор Департамента образования и науки Тюменской области (2004–2011 гг.) (выпуск 1982 г.)
• Шишкин Игорь Геннадьевич, ученый секретарь ГАУК ТО "Тюменское музейно-просветительское объединение" (выпуск 1992 г.)
• Петрушин Александр Антонович, известный писатель, историк-краевед, публицист, научный консультант кинофильмов «Адмирал» и «Господа офицеры: спасти императора». Один из соавторов научно-исторического журнала «Родина», член Союза журналистов России (выпуск 1971 г.)
• Тарасова Ольга Петровна, директор ГБУТО «Государственный архив Тюменской области» (выпуск 1981 г.)

Карьера

Ключевые профессиональные компетенции: 

  • Способность планировать и проводить учебные занятия в организациях основного и среднего общего образования, осуществлять преподавание по дополнительным образовательным программам в области истории.
  • Умение осуществлять научно-исследовательскую и проектную деятельность в области исторических наук.

  • Способность осуществлять хранение, комплектование, учет и использование музейных предметов и коллекций, а также документов архивных учреждений.

  • Умение выявлять объекты, обладающие историко-культурной ценностью, осуществлять поиск информации о них в соответствующей литературе и исторических источниках и разрабатывать экскурсионные маршруты.

  • Способность осуществлять поиск, систематизацию и анализ исторической информации.

Востребованность специалистов на рынке труда:

  • Научно-исследовательский трек, позволяющий поступить в историческую магистратуру, после окончания которой есть возможность заниматься научной и преподавательской деятельностью в качестве сотрудника вуза или научно-исследовательской лаборатории

  • Педагогический трек: преподавание истории в учебных заведениях города и региона

  • Возможность работы в музейных учреждениях, частных и государственных архивах

Классическое историческое образование формирует обширные общекультурные компетенции и интеллектуальную базу для множества более узких гуманитарных и социальных направлений подготовки.

Трудоустройство и карьера

Трудоустройство и карьера:

  • Средние общеобразовательные учебные заведения города и Тюменской области

  • Тюменское музейно-просветительское объединение

  • Государственные архивы Тюменской области

  • Тюменская областная научная библиотека имени Дмитрия Ивановича Менделеева

  • Институт проблем освоения Севера СО РАН

  • Муниципальные и региональные органы власти (Администрация г. Тюмени, Правительство Тюменской области, Тюменская областная Дума, Департамент образования и науки Тюменской области и др.)

Возможные должности:

  • учитель истории и обществознания

  • завуч, директор образовательного учреждения

  • научный сотрудник музея/архива

  • делопроизводитель организации

  • сотрудник СМИ

  • библиотечный работник

  • экскурсовод

  • педагог дополнительного образования

  • сотрудник муниципальных и региональных органов власти (госслужащий)

 


Институт социально-гуманитарных наук