Меню

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Мы ответим на любые вопросы по поступлению

Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ и Высшая IT Школа (HITs) ТГУ решили объединить усилия по интеграции IT-подготовки в модель свободного образования

14 Июля, 2020

В качестве первого шага в сентябре 2020 г. начинается совместная реализация профиля бакалавриата SAS по направлению «Прикладная информатика».

Экспертов, скептически относящихся к модели свободного образования, можно разделить на две группы.

Есть те, кто в принципе не считает индивидуализацию образования и широкий дисциплинарный кругозор ценностью для университета, и есть те, кто, признавая, что подобная образовательная модель имеет смысл для одних направлений подготовки, отрицает ее уместность для других.

Разговор на эту тему ведут Андрей Щербенок (SAS ТюмГУ), Денис Змеев (HITs ТГУ),
Олег Змеев (HITs ТГУ).

Одним из основных кандидатов на направление, для которого модель свободного образования неприемлема, является IT.

В любом университете в России и за ее пределами бакалавриат по IT больше похож на профессиональную школу, чем на бакалавриат, например, по биологии или истории:

·         После бакалавриата по IT совершенно спокойно можно устроиться на работу «по специальности», что невозможно сделать с бакалаврским дипломом по биологии или истории (школьный учитель – это другая специальность).

·         Более того, значительный процент студентов IT-направлений устраиваются на работу по специальности уже после второго курса и совсем немногие из них ощущают необходимость продолжать обучение в магистратуре.

·         IT-индустрия как коллективный работодатель предъявляет совершенно конкретный перечень квалификационных требований к будущим сотрудникам, что позволяет лучшим школам IT четко выстроить образовательную программу и практически гарантировать трудоустройство выпускникам.

·         Индивидуализация образования внутри такой программы – это выбор среди четко очерченных квалификационных траекторий, позволяющих занять ту или иную нишу в индустрии; никакого осмысленного места для элективного курса по генной инженерии или ядерного курса «великих книг» в такой программе нет.

С точки зрения адептов свободного образования, бакалаврские программы по IT – это пример среднего профессионального образования, de facto – технической профессиональной подготовки, и в университете они находятся лишь по недоразумению. С этой оценкой оказываются солидарны профессора естественных наук, которые регулярно сокрушаются, что студенты IT-направлений не желают глубоко изучать математику и физику, то есть получать – в их терминологии – фундаментальное образование.

Такое отношение сильно влияет на положение IT-факультетов и программ в университетской иерархии: это положение в большей степени поддерживается финансовой успешностью, чем эпистемологическим статусом.

Однако сведение IT к СПО (подготовка студентов к конкретному функциональному рабочему месту) не отвечает стратегическим задачам университетов.

·         Мир надолго стал цифровым, и ведущим университетам необходимо иметь сильную школу в области компьютерных наук с собственной интеллектуальной повесткой.

·         В IT есть отрасли, которые решают собственные state of the art задачи (квантовые вычисления, общий искусственный интеллект, биоинформатика) и помогают развиваться другим областям знания (моделирование градообразующих процессов, исследования экологических проблем с помощью имитационных моделей, изучение культурных явлений на основе реакций в социальных сетях, геномные исследования в эволюционных процессах, социальная инженерия на основе сетевых моделей – этот список открыт и постоянно растет).

Именно поэтому продвинутой образовательной программе в области IT необходимо найти тонкий баланс между собственно IT-подготовкой и элементами широкого междисциплинарного образования, причем способ достижения такого баланса будет различаться в зависимости от базовой образовательной модели конкретного университета.

Ради возвращения IT в поле «настоящего» университетского образования объединяют свои усилия Школа перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета и Высшая IT-школа (HITs) Томского государственного университета.

Обе школы являются гринфилдами в своих университетах, каждая по-своему смотрит на вопрос качественного образования в области IT, но наши взгляды на будущее образования во многом совпадают, а наши подходы к образованию могут и должны взаимно обогащать друг друга.

В качестве первого шага в сентябре 2020 г. мы начинаем совместно реализовывать профиль бакалавриата SAS по направлению «Прикладная информатика». Третьекурсники SAS, получившие за два года широкое междисциплинарное образование и солидный набор soft skills, будут проходить major по подготовке системных аналитиков, разработанный в HITs. Наша гипотеза состоит в том, что системный аналитик, выступающий медиатором между различными предметными областями и IT-разработчиками, – это тот IT специалист, для подготовки которого уместно и даже необходимо свободное образование.

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ