г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
Общее количество бюджетных мест в 2024 году: 15
Количество платных мест в 2024 году: 5
Срок очного обучения: 2 года
Выпускная квалификация: Магистр
Вступительные испытания
Мы ответим на любые вопросы по поступлению
Магистерские программы:
Цифровая социология (Digital Sociology) фокусируется на понимании и использовании цифровых средств для изучения социальных групп и общностей, того, как различные технологии способствуют моделям их действия / поведения, развитию социальных структур и систем. В реализации программы задействованы ППС трех кафедр: общей и экономической социологии, менеджмента и бизнеса, экономической безопасности, системного анализа и контроля, привлеченные высококвалифициорованные специалисты – практики в предметных областях и представители деловых партнеров программы.
Цель программы – подготовка высококвалифицированных специалистов в области научно-исследовательской, аналитической и проектной деятельности; понимания влияния современных цифровых технологий на поведение и развитие социальных групп и общностей. Особенность программы – сочетание классической социологической подготовки и обучение современным методам исследования социальных и экономических процессов в цифровом пространстве (анализ «больших данных», психолингвистическое моделирование, методы цифровой социологии и др.).
Ядро Цифровой социологии: социологический анализ использования цифровых технологий; цифровой анализ данных; профессиональная цифровая практика; цифровая трансформация социологической теории; теории цифрового общества; анализ социальных медиа: теория и прикладные методы и технологии; практикумы по программированию на языках R / Python; аналитические платформы; инструменты для работы с Bigdata в социальных науках; цифровые трансформации инструментов повседневной деятельности: VR-технологии, геймификация, 3d-инструменты, интернет вещей; социология умного города.
Магистерская программа "Цифровая социология" направлена на подготовку специалистов, способных к глубокому пониманию и толкованию социальных процессов в цифровой эпохе, артикулированию социально значимых проблем, постановке соответствующих задач и проведению аналитических исследований. Программа формирует способность трансформировать социологическое видение мира в программные продукты, готовит исследователей, использующих цифровую аналитику как основной инструмент для понимания социальных процессов и явлений. Студенты получают знания и навыки в области социологии, анализа данных, работы с большими данными, машинного обучения, искусственного интеллекта и других цифровых технологий. Научатся извлекать смыслы из цифр и значений, видеть тенденции и прогнозировать события.
Программа включает в себя блоки по основам социологии, цифровым технологиям и обществу, анализу данных, социальным сетям, искусственному интеллекту в социологии. В процессе обучения студенты изучат ключевые социологические теории и концепции, овладеют методами сбора реактивных и нереактивных данных, их анализа, интгерации, моделирования и визуализации. Студенты получают уникальную возможность применить полученные знания и навыки на практике, работая над реальными проектами и исследовательскими кейсами, включенность в научное и профессиональное сообщество.
Контакты:
E-mail: e.v.andrianova@utmn.ru, g.f.romashkina@utmn.ru
Тел.: 8 (3452) 59-77-23 (доб. 14116)
Адрес: ул. Ленина 16, каб.124, 122 Научный руководитель магистерской программы - Ромашкина Гульнара Фатыховна, доктор социологических наук, профессор. Академический руководитель программы - Андрианова Елена Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и экономической социологии.
На магистерской программе «Цифровая социология» могут обучаться выпускники направлений: социология, экономика, психология, антропология, философия, педагогика, государственное-муниципальное управление, менеджмент, маркетинг, экономическая безопасность (и другие направления подготовки социально-экономического профиля), история, политология, прикладная математика, прикладная информатика, информационные технологии по отраслям применения (для подготовки аналитиков-постановщиков задач для задач big data). Программа имеет междисциплинарный характер, спроектирована для эффективной адаптации уровня базовых знаний к решению новых профессиональных задач в сфере социальной, управленческой и социально-экономической аналитики.
Тематика исследовательской деятельности в рамках научного направления «Цифровая социология»:
В процессе обучения на магистерской программе «Цифровая социология» учащиеся проходят проектно-технологические практики, педагогическую практику, выполняют научно-исследовательскую работу и проходят преддипломную практику.
Партнеры программы:
- ВЦИОМ;
- Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук;
- Тюменская областная Дума;
- Федеральная служба государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу;
- ПАО Банк ВТБ;
- Федеральная сеть «Этажи»
и другие организации занимающиеся социологической и маркетинговой деятельностью.
Кафедра выступает соорганизатором олимпиады Я-профессионал по направлению социология.
СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ Я-ПРОФЕССИОНАЛ
Уровень магистратуры:
ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ О СОЦИОЛОГИИ
ЕФИМОВА ГАЛИНА ЗИНОВЬЕВНА, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, окончила специалитет «Социология» в ТюмГУ в 2007 году.
Часто социолога воспринимают как человека с анкетами. Но это лишь поверхностный взгляд на его сложную и очень интересную работу. Квалифицированный социолог – прежде всего методолог, он разрабатывает теории и концептуальные схемы, впоследствии дополняя их эмпирическими данными. В обществе постоянно происходят изменения, которые мы должны отслеживать и подвергать научному анализу. Социолога не зря называют «врачом общества» - именно он на основании проведенных исследований может предложить рекомендации по решению социальных проблем. Важно, чтобы социолог ответственно подходил к методологии исследований, которые он проводит. Потому что на его данные опираются руководители разных уровней, органы законодательной власти и иные государственные и частные структуры при оценке социальных тенденций. Социология - очень динамичная наука! Ученому и практику нужно всегда поддерживать актуальность своих знаний и компетенций.
КИРША АНАСТАСИЯ
Ведущий специалист по исследованиям СКБ «Контур» (г. Санкт-Петербург)
Считаю, что мне повезло получить образование социолога. Поступала наугад. Не понимаю, как в 16-17 лет можно выбрать профессию на всю жизнь. Пока училась - громче всех говорила, что никогда не буду социологом. Сейчас единственная из группы, кто работает по профилю. Понятно, что диплом не самое главное при поиске работы. Когда ты с опытом, уже смотрят на твое портфолио и что ты из себя представляешь. Но, когда ты без опыта или с небольшим, диплом реально может сыграть немаловажную роль. Мне помог попасть на собеседование в крупную IT-компанию. Меня заметили, благодаря моей инициативе - я написала сопроводительное письмо, почему я вам нужна и тому, что я социолог - а это было одно из требований на вакансию. Для справки - людей с таким образованием, и кто хочет развиваться в этом направлении очень мало. Пробиться на собеседование, когда ты еще совсем незрелый спец, это уже большой шаг. Так я попала в сферу IT, а в ней невероятное количество возможностей для развития.
Образование социолога научило меня главному - понимать людей, снимать проблемы, выявлять гипотезы, подбирать методы для поиска информации, а самое главное работать с этой информацией. Анализировать и обрабатывать данные. Без этого сейчас никуда.
Я ведущий специалист по исследованиям или researcher в крупной IT-компании. Как можно развиваться с образованием социолога? Много возможностей именно в IT сфере. Можно быть UX специалистом, исследователем, тестировщиком гипотез. Если подтяните SQL и PYTHON до базового уровня и немного дружите с математикой вас ждет Data Science. Лично я сейчас развиваюсь в направлении BI-аналитики. И везде использую базу знаний социолога.
НАСЫРОВА РУЗИЛЯ МАРАТОВНА
Ведущий специалист управления научно-технического развития ООО «Тюменский нефтяной научный центр» (Корпоративный НИПИ Роснефть, ПАО) (г. Тюмень)
Закончила специалитет по программе Социология, квалификация Социолог. Преподаватель социологии в ТюмГУ в 2009 году.
Спустя более 10 лет трудовой деятельности с уверенностью могу сказать, что социология крайне многопрофильная специальность. Я начинала с должности аналитика в торговой компании, работала над исследовательскими проектами в торговой отрасли, занимаюсь связями с общественностью сейчас. Социологов отличает умение работать с большими объемами информации, анализировать и делать обоснованные выводы, оценивать происходящие события и аргументировать свое мнение, прогностическое и стратегическое мышление. К наиболее востребованным навыкам на рынке труда работодатели относят критическое мышление и умение комплексного решения проблем, которое включает разработку исследовательских проектов, сбор, обработку, консолидацию информации, выявление проблемных зон и предложение оптимального комплекса мероприятий для их решения. Именно эти навыки и отличают социологов от других специалистов. Социологи владеют базой исследовательского инструментария, которую они с успехом смогут применить в различных отраслях и сферах деятельности.
ЧАЛКОВА АННА
Руководитель отдела маркетинга в группе компаний «Базис» (г. Тюмень)
Окончила обучение по направлению «Социология» Тюменского государственного университета в 2011 году. На данный момент работаю руководителем отдела маркетинга в группе компаний «Базис», занимаюсь частным консультированием по вопросам маркетинга и преподаю на кафедре общей и экономической социологии в качестве внешнего совместителя-практика.
Ещё будучи студенткой, я увлекалась маркетингом, и поэтому выбрала направление экономической социологии. Образ мышления и компетенции, которые я получила в стенах университета, постоянно помогают мне в работе. Уже в студенческие годы я начала свой трудовой путь, и, несмотря на отсутствие опыта, я отлично справлялась с такими задачами руководства как: анализ конкурентов, анализ рынка и изучение целевой аудитории. Потому как на кафедре социологии я научилась владеть инструментами, которые необходимы для данных исследований. Умение работать с данными, анализировать полученные результаты и делать выводы – всё это до сих пор ежедневно используется мной в трудовом процессе.
Стоит отметить, что за период обучения у нас было много практики: мы постоянно составляли программы исследования, анкеты, участвовали в опросах и проводили глубинные интервью. Благодаря такому подходу мы «прокачивали» не только творческие компетенции (при составлении анкет), но и коммуникативные (при интервьюировании людей). Помню, как ездили в соседние села и города, стучались в двери и просили уделить нам несколько минут. В некоторых квартирах нам не просто отвечали на вопросы, но и угощали чаем, и рассказывали длинные истории. Там же я научилась заканчивать сложные и долгие разговоры, что помогло потом в ведении переговоров.
Отдельно я благодарна кафедре за то, что научили меня публично выступать и отстаивать результаты своих работ. В студенческие годы я постоянно участвовала в конференциях и круглых столах, поэтому защищать свой проект перед руководством или, например, комиссией иностранных граждан мне не составляет труда. Я с легкостью справляюсь с волнением, отвечаю на все вопросы и быстро нахожу ответы.
Тогда, в далеком 2006 году, выбирая специальность, я думала, что получу знания об обществе, ведь социология – наука об обществе. Но я получила намного больше, я получила поистине фундаментальное образование, которое помогает развиваться мне в других областях. К полученному фундаменту опытным путем лишь добавились дополнительные навыки. Наши одногруппники стали маркетологами, аналитиками или социологами, а также кто-то работает HR специалистами и занимается формированием команды и созданием корпоративной культуры. Без сомнений я горжусь своим образованием и продолжаю учиться, окончила уже магистратуру по социологии и теперь заканчиваю аспирантуру.
НАХИМОВА ЯНА
Старший преподаватель Тюменского государственного университета, основатель и тренер Body Mind – комплексного подхода к развитию тела
Получила специальность «Социолог, преподаватель социологии» в Тюменском государственном университете. За всё время обучения у меня не возникало желания бросить направление социологии, как это порой бывает у студентов. Учиться было комфортно, при условии посещения пар и выполнения всех заданий – впрочем, как везде.
Большим преимуществом обучения на социологии считаю формирование навыка коммуникации и мышления. Сейчас мне это помогает эффективнее строить отношения с людьми и вести свой бизнес!
Сейчас, когда окружающая нас среда становится цифровой, мы всё меньше взаимодействуем в реальности с другими людьми. А ведь мы – социальные животные, нам нужные другие люди. Во время обучения мы часто работали группами. Это позволяло нам научиться лучше понимать друг друга, сближаться и договариваться.
Также участие в социологических исследованиях развивает способность разбираться в большом массиве данных и анализировать. Это крайне важно уметь, чтобы принимать эффективные решения. Более того, методы исследования, которые я освоила, обучаясь на кафедре социологии, применяю до сих пор в своём бизнесе: маркетинговые исследования во многом основаны на социологических.
Защита диссертации также принесла огромные плоды. Как бы ни было это мучительно долго и сложно, оно стоило того! Шестерёнки в голове крутились неустанно… Что может быть лучше, чем хорошо функционирующий мозг?! Это ведь на всю жизнь результат. Я научилась не просто лучше соображать, но и строить образы будущего, задумываться о том, что мне делать, и как правильнее поступать.
ОТЗЫВЫ СТУДЕНТА О СОЦИОЛОГИИ
ТРОЯНОВСКАЯ АЛИНА, студентка 4 курса, направления «Социология»
Кафедру социологии в Финансово-экономическом институте можно сравнить с большой семьей. Каждый преподаватель – особенный и старается передать свои знания и навыки в социологии группе студентов. Нашей группе 28С161 удавалось на протяжении 4 лет обучения сохранять хорошие и достойные отношения с профессорско-преподавательским составом. Несомненно, за период обучения были разные ситуации: студенты-социологи путали фамилии и имена преподавателей, часто опаздывали на пары, иногда преподавателям приходилось даже закрывать дверь на ключ. Но самым запоминающимся моментом на протяжении всего периода обучения был профессиональный праздник «День социолога». В этот день каждая студенческая группа с первого по четвертый курс показывала себя с уникальной, творческой стороны. Я всегда считала направление «Социология» – лучшим и самым родным, потому что социологи ФЭИ творческие и яркие личности, многие из которых занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах и конференциях. Обучаясь по специальности, я многое узнала, смогла посетить зимнюю школу Высшей школы экономики в Москве, летнюю школу «Пересечения» в Тюмени, Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Помимо этого, дисциплины выстроены таким образом, что охватывают различные стороны социальной жизни, у студентов расширяется кругозор. Самым смешным, добрым и теплым моментом стало празднование Нового года в стенах ФЭИ, когда на парах мы надели костюмы, сыграли сценку, рассказали стихи и Дед Мороз раздал нам сладости. В этом действе принимали участие студенты и преподаватели. С уверенностью могу сказать, что обучение на направлении «Социология» раскрыло во мне новые таланты, я обучилась работе с социологическим инструментарием и программой обработки данных SPSS, благодаря чему могу применить знания в работе.
Социология это мировая международная методика исследования. Наука социология владеет методом изучения, который востребован как бизнес-сообществом, так и органами власти для принятия управленческих решений. Социолог может сформулировать концепцию исследования, схему превращения количественных данных в качественные. Социолог нужен в команде, что бы формулировать правильно поисковые вопросы исследований.
Выпускники программы "Цифровая социология" могут успешно работать в различных сферах, где требуется аналитическая работа с данными. Они могут применить свои навыки и знания в академической среде, где они могут проводить исследования и вносить ценный вклад в научное знание. Они также могут работать в государственных и некоммерческих организациях, где они могут использовать цифровую аналитику для анализа и управления социальными процессами и программами. В частном секторе они могут работать в качестве аналитиков данных, исследователей рынка, консультантов по управлению и стратегии, и других ролей, где требуется способность к анализу данных и пониманию социальных процессов.
Ключевые компетенции:
Hard skill
глубокие знания социологической теории, которые позволяют понимать и анализировать сложные социальные процессы и структуры.
понимание цифровых технологий, принципы работы и применение различных цифровых технологий, включая социальные сети, мобильные приложения, облачные технологии, большие данные и искусственный интеллект
навыки сбора, обработки, анализа и интерпретации как качественных, так и количественных данных в современных средах (R и др.), использовать статистические и аналитические инструменты для обработки больших наборов данных и извлечения из них ценной информации
навыки моделирования и визуализации данных для создания предсказательных моделей социального поведения, знание математического аппарата сетевого анализа, статистического анализа.
навыки проведения исследований, включая формулирование исследовательских вопросов, разработку методологии, сбор и анализ данных, а также написание исследовательских отчетов и научных статей.
навыки программирования, использование языков программирования для работы с данными, такие как Python или R.
профессиональные навыки, которые необходимы для работы в области цифровой социологии, включая коммуникацию, управление проектами, коллаборацию и критическое мышление.
Soft skill
способность критически оценивать информацию, аргументы и идеи, анализировать и оценивать доказательства, различать факты от мнений, идентифицировать логические ошибки и предвзятость.
навыки устной и письменной коммуникации, эффективно представлять и обсуждать идеи, аргументы и исследовательские результаты.
навыки сотрудничества и работы в команде, эффективно взаимодействовать с другими, управлять конфликтами и работать над совместными проектами.
навыки управления временем и самоорганизации, эффективно управлять своим временем, планировать работу, устанавливать и достигать цели.
Все эти компетенции позволят выпускникам программы "Цифровая социология" успешно работать в академической среде, государственных и некоммерческих организациях, а также в частном секторе, где требуется понимание социальных процессов и использование цифровых технологий для их исследования.
Студенты становятся квалифицированными исследователями и экспертами, способными использовать цифровую аналитику для понимания и анализа социальных процессов и явлений, управлять данными, программировать и визуализировать данные. Выпускники могут успешно работать в академической среде, государственных и некоммерческих организациях, а также в частном секторе, где требуется аналитическая работа с данными.
Высокая научная квалификация и профессионализм, навыки проведения комплексного исследования, сравнительного анализа масштабных социальных и экономических процессов предоставляют студентам перспективы для академического развития, открывая широкие возможности трудоустройства на современном рынке труда
Возможные направления практической социологии:
Выпускник программы – социолог найдёт применение профессиональных компетенций в исследовательских социологических организациях, аналитических службах; социологическом сопровождении управленческих решений в сферах государственного, регионального, муниципального управления и статистики, в учреждениях образования и науки. Способны решать исследовательские и аналитические задачи бизнеса, в том числе в сферах Интернет-медиа, PR, изучения пользовательского опыта IT продуктами.
Сферы деятельности:
Аналитические социальные центры, консалтинговые компании, государственные и муниципальные органы власти, рекламные компании, PR-службы, кадровые службы, маркетинговые отделы предприятий, СМИ и издательский бизнес, исследовательские отделы организаций.
Где работают наши выпускники:
Университеты, социологические и маркетинговые компании, IT сектор, аналитические службы государственных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, научно-аналитические центры и исследовательские отделы органзиаций, службы управления персоналом, маркетинга, связей с общественностью, консалтинговые и рекламные компании, образовательные организации, средства массовой информации.
Возможные должности:
Социолог, аналитик, маркетолог, преподаватель, UX-исследователь, контент менеджер