Меню

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Задать вопрос

Мы ответим на любые вопросы по поступлению

Великая Сибирь. Время изучать тюменскую историю

11 июля, 2023

От Урала до Амура

Этот дневник примечателен уникальными впечатлениями европейца о Сибири конца XIX века, и читается с не меньшим интересом, чем «Робинзон Крузо», а уж для нас, сибиряков, вдвойне. Ну кому из нас не знаком такой апрельский сюжет-пейзаж: «Погода стоит теплая, и с каждым днем тает все заметнее. Улица так раскисла, что приняла вид грязевой реки шоколадного цвета, в которой ноги лошадей увязают по самые бабки…». Или «Сегодня русская Троица, и наше судно украшено ветками березы, молодой, едва распустившейся зеленью». И особая благодарность господину Легра за диалоги с местными жителями и попутчиками:

 «После долгой паузы, прерываемой мерными звуками мотора, Миша заговорил горьким тоном, глядя на нашу собаку, таким тоном, которого я не знал у него прежде:
– Да, вот так пройдет жизнь, и ты ничего не узнаешь, ничего, не больше, чем Джек.
– Но, Миша, ты умеешь читать и многое знаешь.
– Читать, читать! Или у тебя есть книги, но нет времени, чтобы их открыть, или есть время, но нет книг.
– А зимой?
– У нас есть библиотека, но там только глупости, подходящие для детей. Не разрешается покупать интересные книги… Чтобы прокомментировать этот разговор, понадобилась бы целая глава, я не берусь за эту задачу…»

Прокомментировать, в отличие от Жюля Легра, ситуацию с русским юношей мне проще, но я скажу о другом: перед нами не просто дневники, а хорошая художественная литература! И Великая Сибирь от Урала до Амура. Даже Японию автор зацепил…

О жизни города и нравах его жителей

Следующий том принадлежит перу амбициозного Федора Бузолина и называется «Тюменский гражданин» (Федор Бузолин и его тексты: к вопросу о «самозванстве»). И если в первом томе Тюмень – это лишь песчинка, уступающая место звездам, например, Челябинску, Омску, Красноярску, Иркутску, да и самой тайге, то здесь она, как говорят водители, на лобовом стекле. В этом томе впервые опубликованы рукописи, хранившиеся в Русском географическом обществе, относящиеся к 1851–1852 гг., содержащие материалы по истории и этнографии Сибири, а главное – об общественной жизни Тюмени и нравах ее жителей. И даже главка: «Первый в Тюмени пожар и последовавшие от оного перемены». А пожар 1697 года, начавшийся по неосторожности домохозяина небольшого домика «близ Соборной церкви стоящего», судя по краткому описанию, перекинулся через речку Тюменку на Ямскую слободу и уничтожил почти весь город и даже часть крепостных стен…

А такое вам знакомо: «Хозяин, не употчивавший своих гостей, почитался неласковым, и с ним не хотели знаться; но чтобы к наполнению головы винными парами иметь благовидную причину, то попойку начинали кубками за здоровье хозяина и каждого из присутствовавших домашних и гостей. Не опорожнить за здоровье каждого целый кубок значило иметь неуважение к дому, не желать ему добра и тому, за чье здоровье пили. Водка делалась у нас столь крепкою, что подобной не бывало. Крепость ее усиливали еще посредством различных пряностей: кореньев и трав. Приправленное этим способом вино называлось настойкою, наливкою, травником и Ерофеичем. По деревням и городам не было веселости без вина»?

Впрочем, Бузолин больше уделяет внимания положительным качествам сибиряков: неприхотливости, терпимости, набожности, странноприимству… А мы отметим, что сама личность автора представляет собой не столько даже исторический, а, скорее, авантюрный интерес, потому ей в томе посвящен обширный исторический очерк. Кроме того, книга сопровождена необходимым для полного понимания текстов словарем историзмов и диалектных слов. Да и без великого Даля тут не обошлось. Читаем в данном труде «Только и далось им набивать головы францущиной и фигляриться жемантсвом нарядов, отчего в последствии и соделываются орудием несчастия и разного рода гибельною язвою в семействах будущего поколения…» Ну прямо как с нашего времени писано, только «францущину» надо заменить на «англоманство», а речь идет о воспитании девиц.

Цифры, вживленные в текст

Третий том серии, в отличие от первых двух, более научен и называется «Статистические описания Сибири середины XIX века». Он издан благодаря тому же Русскому географическому обществу и тюменским ученым – историкам и филологам. В него вошли анонимное «Описание Тобольской губернии», а также статистические труды барона фон Шиллинга, Н. Лыткина, Н. Абрамова и уже знакомого нам Федора Бузолина. И сочетают в себе два подхода к пониманию статистики – вербальный (от авторов-любителей типа Бузолина) и количественный – от чиновника Шиллинга. Филологам же пришлось потрудиться над словарем (428 слов), чтобы современным исследователям, особенно молодым, эти тексты были понятнее. Кстати, когда знакомишься с текстами этого тома Антропошколы, устойчивого понятия «сухая статистика» не возникает. Цифры, скорее, вживлены в тексты, и даже барон Шиллинг не смог избежать собственных суждений или толкований, что, помимо прочего, добавляет штрихов к портрету самого чиновника.

«Воздух в Ялуторовском округе, исключая болотных мест, очень чист; бывающие летом дожди и сильные ветры очищают атмосферу. Ветры особенно бывают сильны во время весеннего и осеннего равноденствий. Зимою случаются и бураны…» Ну где-же тут сухая статистика? Хотя это отрывок из описания Н. Абрамова. Но дадим слово и «сухому чиновнику» Шиллингу: «Тобольск не отличается красотой своих садов, хотя многие из частных лиц при домах своих разводят разные северные деревья и растения, а другие имеют даже и теплицы…» Сразу вспоминается сад Ермака, созданный нашим современником – тоболяком-подвижником Аркадием Елфимовым.

Защита рек, озер и северных морей

Четвертый том серии «Человек в меняющемся пространстве Урала и Сибири» называется «Охрана окружающей среды на Урале и в Сибири в 1953–1991 гг.», то есть в «послесталинский» и поздний период СССР. Это сборник документов, посвященный проблемам защиты окружающей среды, в первую очередь, сибирских рек, озер, северных морей и озера Байкал. Автор-составитель – Дмитрий Нечипорук – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» Тюменского госуниверситета. Разумеется, этот том более обращен к специалистам, но будет интересен и тем, кто интересуется историческим опытом (как удачным, так и не очень) защиты окружающей среды, развитием требований и стандартов к промышленным предприятиям. И, разумеется, книга будет интересна любому природозащитному обществу или организации.

Будем ждать продолжения этой познавательной серии.

Справка

Все эти четыре замечательных тома вышли благодаря трудам следующих ученых: доктора филологических наук Трофимовой Ольги Викторовны, доктора исторических наук Зиновьева Василия Павловича, ведущего библиотекаря Крупцевой Ольги Васильевны, кандидата исторических наук Загороднюк Надежды Ивановны, кандидата исторических наук Коноваловой Елены Никифоровны, кандидата исторических наук Щербич Софьи Николаевны, кандидата исторических наук Сорокина Александра Николаевича, кандидата исторических наук Нечипорука Дмитрия Михайловича.


Фото: Антропошкола ТюмГУ