г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
01 ноября, 2023
Не все студенты испытывают потребность в изучении ИЯ. Несмотря на современные методы обучения, проблема остается нерешенной.
Подготовка студентов к быстро меняющимся условиям в мире, в их будущей профессиональной сфере представляется малоэффективной без инновационных трансформаций в системе высшего образования, без выявления причин, влияющих на успешное овладение ИЯ.
Вместе с тем любые трансформации и инновации не могут происходить без участия самих студентов и преподавателей, без их внутренней готовности к таким инновациям. Некоторые проблемы в изучении ИЯ отечественные ученые напрямую связывают с психологическими барьерами, барьерами в общении и учебной деятельности, познавательными барьерами в активизации мыслительных процессов.
Зарубежные исследователи также объясняют проблемы изучения ИЯ трудностями в учебной деятельности (языковым дефицитом, влиянием эмоционального состояния на успешное усвоение материала и т.п.).
Важная роль в преодолении психологических барьеров эмоциональной сферы у студента, по мнению исследователей, отводится формированию навыков в управлении своими эмоциями и чувствами. Необходимо научить понимать свои эмоциональные состояния и причины, вызывающие их, способствовать формированию адекватной самооценки, которая позволит правильно соотнести свои силы при выполнении задач разной трудности.
Статья «Проблемы при изучении иностранного языка на неязыковых направлениях в ТюмГУ: вызовы и стратегии преодоления» ученых СоцГум вуза Елены Логиновой и Елены Морквиной вышла в «Вестнике Томского государственного университета».
Исследователи задались целью найти теоретическое обоснование, выявить и проанализировать причины, препятствующие эффективному освоению иностранного языка студентами неязыковых направлений в ТюмГУ, а также выявить педагогические условия для преодоления проблем в преподавании иностранного языка.
В исследовании использовались теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: социологический опрос (анкетирование), наблюдение и метод статистической (математической) обработки результатов исследования.
Участниками стали студенты неязыковых направлений (1–3-й курс) и преподаватели иностранных языков, работающие со студентами неязыковых направлений. В исследовании приняли участие 265 респондентов, из них: 222 студента неязыковых направлений (бакалавриат, 100 процентов – очное отделение) и 43 преподавателя иностранных языков (английского – 29, немецкого – 9, французского – 3, по одному китайского и испанского) из ТюмГУ.
Проведенное исследование показало, что для успешного овладения ИЯ студентами неязыковых направлений необходимо учитывать такие факторы, как поддержка студентов через организационно-педагогические условия (учет психологических, личностных, физиологических факторов); оказание студентам консультативной помощи и проведение занятий с учетом их индивидуальных особенностей и способностей; предложение элективов и/или факультативов, МООК с учетом их интересов; контроль успехов и уровня владения ИЯ посредством (онлайнпортфолио, соревновательные и показательные мероприятия, публикация итоговых результатов (это могут быть видеопроекты и т.п) с обратной связью; привлечение студентов к участию в международных программах, форумах с учетом их будущей профессиональной деятельности; организация встреч с носителями языка и т.п. (см. модель поддержки студентов неязыковых направлений в успешном овладении ИЯ).
Дальнейшие перспективы данного исследования ученые видят в проектировании системы подготовки студентов неязыковых направлений, пополнении базы учебно-методическими и дидактическими материалами, а также разработке рекомендаций по успешному изучению ИЯ с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Смотрите также