Меню

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Задать вопрос

Мы ответим на любые вопросы по поступлению

Речь эффективнее совершенствовать в начальной школе, считают педагоги

14 февраля, 2018

Интенсивный рост размеров предложений в письменной речи учащихся начальной школы зафиксировали педагоги ТюмГУ в результате исследования грамматического строя речи школьников.

«Как показывают данные опытно-экспериментальной работы, средний размер предложения ребенка, поступающего в первый класс, составляет примерно 5 слов, – сообщила доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ТюмГУ Наталья Савкина. – Предложения из 10 и более слов в устной речи детей семилетнего возраста встречаются сравнительно редко – в 5 %. Именно во время обучения в 1–4-х классах происходит не только количественный рост, но и существенное изменение внутренней структуры предложений. Резко уменьшается употребление неполных конструкций, предложения все чаще строятся в соответствии с требованиями синтаксиса письменной речи». 

Как поясняет специалист, поступая в школу, ребенок владеет основными грамматическими формами, свойственными разговорно-бытовому стилю речи. Речь в интеллектуальной жизни школьника начинает выступать в разных вариантах: все большую роль играет письменный вариант речи, его стиль изменяет устную речь детей. В школе на речь ребенка влияют различные факторы: речь учителя, язык книг разных авторов, произведения художественной литературы разных жанров. В результате изучения нормированного литературного языка у детей появляются первые элементы критического отношения к чужой речи, стремление ее корректировать, искать наилучшие средства выражения.

Важным показателем речевого развития служит размер законченного рассказа, сочинения. Как показали исследования педагогов ТюмГУ, устный подготовленный рассказ к концу первого года обучения состоит в среднем из 25–30 слов, а в 4-м классе – из 70–75 слов, тогда как размер письменного сочинения растет намного интенсивнее (в 1-м классе не пишут сочинения, текст второклассников состоит из 35–45 слов, а четвероклассников – из 90–110 слов). 

«Письменная речь – это речь обдуманная, в ней находят выражение умения и навыки учащихся, – замечает доцент. – Уже в 3-м классе удается получить тексты, по которым можно судить о возможностях собственной речи учащихся».
 
По словам Н. Савкиной, интенсивный рост размеров предложений у обучающихся в 1–4-х классах свидетельствует о том, что в результате обучения появляется потребность выражать свои мысли в более сложных синтаксических единицах. Потому необходимо совершенствовать методики развития устной речи учащихся начальных классов.


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ