г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
30 июля, 2015
Выпускная квалификационная работа студента может быть настоящим произведением искусства. В том случае, если он учится в творческом вузе. Или же получает педагогическое образование по профилю «Изобразительное искусство» в Тюменском госуниверситете.
В этом году на суд экзаменационной комиссии, оценивающей дипломные проекты студентов кафедры искусств ТюмГУ, была представлена… икона. Событие подобного рода для Тюмени чрезвычайно редкое.
Уникальный в этом отношении проект – икону святителя Филофея Лещинского с житием в рамках выпускной квалификационной работы «Духовно-нравственное воспитание детей на уроках изобразительного искусства» подготовила уже выпускница Института психологии и педагогики Дарья Лешукова (научный руководитель – заведующая кафедрой искусств Елена Колчанова).
Дарья призналась, что рисовать любит с детства, но в художественную школу не ходила. Серьезно стала заниматься рисованием лишь в 9 классе: «Икона меня заинтересовала своей необычностью и духовной наполненностью. Первым шагам рисунка и иконописи мне посчастливилось научиться у тюменского художника-реставратора Евгения Андреева. Он же подготовил меня к поступлению в Тобольскую иконописную школу, после учебы в Тобольске я поступила на «Изобразительное искусство» в ТюмГУ. Не пожалела ни разу! Даже наоборот. Я считаю, что человек должен делать то, что ему нравится, и тогда он может быть успешен и доволен жизнью».
Написание иконы – процесс очень трудоемкий. Технология формировалась веками, и каждый шаг строго определен. Дарья рассказала, что Иконы принято писать на древесине, так как в Палестине, где зародилась традиция писать иконы, этот материал был весьма ценным. Но более важно то, что на деревянном кресте был распят Христос. Затем доска проклеивается горячим столярным клеем, далее на нее накладывается слой ткани (типа марли). Потом доска грунтуется специальным составом, наносится фон. И только после этого начинается работа живописца.
«Икона пишется на века, краски, которые перетираются с яичным желтком, впоследствии превращаются в камень. Слои этой краски просвечивают друг сквозь друга, а яичное масло, содержащееся в желтке, отвечает за эластичность и прозрачность слоев. Именно поэтому при рассмотрении освещенной иконы, особенно если учитывать колеблющийся свечной свет, меняется и яркость, и цвет изображенного образа: он становится практически живым и движущимся», – поясняет молодая художница.
Работа над созданием иконы заняла у Дарьи около месяца. Гораздо дольше разрабатывалась иконография – изучение системы вариантов изображения персонажа и события, выяснение документальной достоверности, проработка сюжета иконы.
Выпускница уверена, что занятия иконописью помогают по-иному посмотреть на мир, осмыслить жизнь, понять непонятое, духовно обогатится. Проведенный ею педагогический эксперимент на базе детской художественной студии при Вознесенско-Георгиевском храме Тюмени показал, что при введении в учебную программу цикла занятий на тему «Традиции иконописи», у школьников происходит процесс духовно-нравственного воспитания.
«Такие уроки помогают детям приобщиться к древнерусскому искусству и традициям русского православия, которые воспитывают основы духовности и нравственности в человеке, - считает Дарья. – А сама икона и эскиз к ней могут служить в качестве наглядного пособия на уроках».
Дипломный проект Дарьи Лешуковой получил высокую оценку как в художественно-творческой части, так и по педагогическому компоненту. Идеи, заложенные в выпускной работе, она продолжит воплощать на практике – с сентября она будет преподавать изобразительное искусство в одном из детских садов с. Луговое. И, конечно, будет продолжать писать иконы.
Справка: Филофей Лещинский (1650 - 1727) – митрополит Сибирский и тобольский, святитель. Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае. За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев. Учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре Тюмени напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».
Источник:
Управление информационной политики ТюмГУ
Смотрите также