г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
15 июля, 2021
«Процессы глобализации масштабировали художественный рынок, он стал многомерным. Но вопрос формирования экономической стоимости произведений искусства так и остался спорным. В отличие от символической ценности, c которой в истории искусства было все относительно понятно: ее определяли историки искусства, кураторы, критики, - рассказала доцент ТюмГУ Лидия Балахнина. – Еще в XIX веке регулятором ценообразования картин была профессиональная среда. Но уже экономические условия XX века в отечественном искусстве выдвинули на первый план меценатство или госзаказ, объем оплаты произведений стал зависеть от регалий и социального статуса художника. Ситуация начала XXI века привнесла на арт-рынок новые формы и проблемы. Они тоже повлияли на процесс ценообразования».
Различными аспектами изучения процесса ценообразования произведений искусства занимались многие исследователи. Современники пытаются раскрыть понятия «художественный рынок», «арт-бизнес» и описать в этой области критерии предпринимательской деятельности.
Становление художественного рынка, основанного на купле-продаже, связано с голландской культурой XVII века. «В этот период профессия живописца стала распространенной. В круг покупателей картин входили даже небогатые бюргеры, зажиточные крестьяне. Причина тому - не только экономический и культурный подъем страны и желание украсить жилища. В быстро развивающемся обществе к искусству появилось новое отношение: картины стали цениться не только как уникальные художественные произведения, но и как товар. Они стали использоваться для вложения денежных средств, для спекуляции», - рассказали исследователи.
Требования рынка укореняли в жанровых полотнах завлекательность. История голландского искусства не раз показывала, как мастер, шедший наперекор массовым вкусам, оказывался обреченным на непризнание и нищету. Занятия живописью из-за конкуренции, падения цен не всегда могли прокормить, потому люди искали дополнительный заработок. Якоб ванн Рейсдал был врачом, Стен - трактирщиком, Хоббема - чиновником.
Как вспоминают историки, коллекционер Павел Третьяков считал, что перепродажа картины по более высокой цене предосудительна, а извлечение выгоды из собирательской деятельности недопустимо. Передавая в 1893 году свою галерею Москве, он сопроводил свой дар описью с указанием уплаченных цен, не отмечая при этом, что большинство из приобретавшихся им на протяжении почти 40 лет произведений возросло в цене.
Именно профессиональная среда должна была выступать в качестве регулятора при оценке стоимости полотна. Петербургский художник, не имея другого механизма ценообразования, был вынужден искать поддержки у товарищей. В случае, когда размер стоимости картины зашкаливал, художники говорили, что сделано это было в состоянии «ума помрачения».
«В России система цен на произведения искусства установилась к концу XIX века. Помимо художественных достоинств, на ценообразование влияла известность автора, технические особенности: формат, «трудность» сюжета, уровень проработки, а также сложившаяся еще в XVIII веке иерархия жанров. Выше всего ценились произведения исторического жанра, ниже всего - портрет. Выезжая на Запад, наши художники недоумевали по поводу галерейной «индустрии», превращающей картину в выгодный товар», - рассказала кандидат искусствоведения из АлтГУ Ирина Черняева.
Кстати, в России до начала XX века не практиковалась последовательная коммерческая работа в области изо, которая существовала в Западной Европе. Не учитывались принципы галерейного дела, разработанные Полем Дюран-Рюэлем: приобретение полотен неизвестных художников, проведение выставок, издание каталогов, популяризация творчества художников в других странах. Отсутствовал институт посредничества между художником и покупателем. Финансовые интересы контролировались государством (Академией художеств), крупными коллекционерами и самой художественной средой.Позднее выстроилась новая модель художественного рынка, состоящая из госмеценатства, меценатства, индивидуального покупателя. C 1930 по 1980-е годы проблемы художников решали организации - Всекохудожник, Худфонд и Оргкомитет Союза художников СССР. Они обеспечивали художникам стабильный заработок, организовывали выставки и распределяли заказы. Впрочем, существовал и нелегальный рынок (частные заказы).
Наше время дополнило художественный рынок такими формами и механизмами, как интернет-торговля, корпоративное коллекционирование, арт-банкинг. Появились иные проблемы: отсутствие прозрачности при совершении сделок, хищения произведений искусства и высокая стоимость услуг компаний, специализирующихся на страховании произведений... «С того момента, как изобразительное искусство стало товаром, его эстетическая ценность слилась с коммерческой оценкой. Но нестандартный, единичный характер, высокие эстетические свойства как и прежде делают предмет искусства идеальным материалом для приобретения и сбережения», - уверены эксперты.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Смотрите также