г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
07 июня, 2016
В Москве вчера завершил свою работу крупнейший книжный фестиваль России «Красная площадь». Напомним, он проходил во второй раз и в этом году был приурочен ко дню рождения А.С. Пушкина.
Фестиваль собрал на главной площади страны более 400 издательств России, в том числе 80 региональных. Тюменскую область в Москве представили Тюменский издательский дом и Тюменский госуниверситет.
В этом году деловая программа региональных издательств началась с освещения вопросов вузовского книгоиздания. Об изменениях в издательской политике университета присутствующим рассказал ректор ТюмГУ Валерий Фальков.
После того как в октябре 2015-го университет стал участником Проекта «5-100» по повышению конкурентоспособности университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в вузе был проведен реинжиниринг многих процессов, в том числе и издательского. И первым шагом в этом направлении стало усиление менеджерской команды. Вторым был анализ работы издательства и анализ издательств-конкурентов.
Оказалось, что какой-либо однотипной методологии по созданию университетских издательств не прослеживается, большинство издательств не выходит из рамок собственного университета, поэтому полностью копировать модели университетских издательств не имеет смысла.
«Нужно стремиться к более высокой планке – это распространение и монетизация собственных изданий, – считает Фальков. – Для выхода на новый качественный уровень следует рационально использовать лучший отечественный опыт, но при этом разработать и внедрить собственную уникальную модель с использованием всего нового и прогрессивного».
Для воплощения новой модели была разработана программа развития Издательства ТюмГУ с учетом сильных и слабых сторон издательства, требований к университетской книге в XXI веке, а также с учетом основных трендов развития издательского дела в мире и России.
Ректор напомнил, что в течение 20 лет издательство работало на выполнение плана издания внутривузовской учебно-методической литературы и плана издания учебной и научной литературы. Эта модель вполне себя оправдала: университет всегда был обеспечен литературой, необходимой для учебного процесса, а издательство стало лидером среди российских вузовских издательств. За 20 лет было выпущено более 2,5 тысяч наименований книг.
Однако эта модель имеет право на существование только в том случае, если издательство не имеет цели выйти за пределы своего университета и делать что-то более значимое, чем просто выпускать вузовскую литературу. С учетом новых реалий в университете, требований современного книжного рынка и тенденций развития вузовского книгоиздания появилась необходимость создания новой модели издательства.
«Новая модель издательства выглядит следующим образом: основная работа по-прежнему выполняется в соответствии с тематическими планами. На сегодняшний день в издательский портфель входит более 500 изданий, находящихся на разных стадиях редакционно-издательского процесса. При этом отбор произведений в план изданий стал более строгим. Мы должны повысить качество выпускаемых книг. А качественные книги не должны оставаться только в стенах университета», – говорит Валерий Фальков.
Сейчас Издательство ТюмГУ ведет активную работу по выводу авторов университета на всероссийский рынок. В этом направлении вуз сотрудничает с одним из ведущих издательств учебной и научной литературы «Юрайт». Для начала им было направлено 23 издания, которые прошли проверку на плагиат, а также на актуальность изложенной темы, стилистическую выдержанность, новизну предлагаемого материала. В результате 9 изданий были приняты «Юрайтом» в производство.
Для автора Издательства ТюмГУ это означает, что его книга станет доступна не только аудитории университета, но и всем потребителям российского книжного рынка, так как приобрести издание станет возможным в магазинах Московского дома книги, в Библио-Глобусе, на сайте «Юрайт», в интернет-магазинах Ozon.ru и Литрес. То есть книга фактически станет доступной.
«Какое значение это имеет для университета? Во-первых, продвижение авторов на всероссийский рынок влияет на имидж университета, делает его более престижным, во-вторых, позволяет привлекать талантливых преподавателей-исследователей в стены университета, давая им возможность транслировать свои знания в образовательную и научную среду», – поясняет ректор.
Отметим, что директор Издательства ТюмГУ Сергей Симаков представил на выставке совместный проект с московским издательством «Юрайт» – книжную серию «Университеты России» и был награжден почетной грамотой и медалью по итогам Года литературы.
Еще одним важным моментом в продвижении авторов стало заключение договора с Национальным библиотечным ресурсом, куда вошли более 250 изданий ТюмГУ.
Напомним, основная цель НБР – обеспечить свободный доступ граждан Российской Федерации ко всем изданным, издаваемым и хранящимся в фондах российских библиотек изданиям и научным работам, от книжных памятников истории и культуры до новейших авторских произведений.
Это значит, что книги авторов ТюмГУ стали доступны не только аудитории университета, но и тысячам пользователей Национальной электронной библиотеки.
Если в целом говорить об электронном книгоиздании, то тут издательству необходимо придумать свою философию: как книга будет выглядеть, как будет себя позиционировать и так далее. Здесь же поднимается вопрос о распространении электронных изданий через интернет-магазины, о передаче файлов в электронные библиотечные системы (ЭБС) и пр.
На сегодняшний день Издательство совместно с Информационно-библиотечным центром ТюмГУ ведут работу по формированию Электронной библиотеки ТюмГУ / институционального репозитория (ИР).
«Репозиторий должен стать важнейшим инструментом продвижения результатов научной деятельности университета», – уверен Валерий Фальков.
Создание электронного архива даст возможность организовать длительное хранение, накопление и обеспечение долговременного и надежного открытого доступа к результатам научных исследований, проводимых в вузе. Предстоит отработать структуру и интерфейс этого ресурса, предусмотреть мероприятия, направленные на продвижение Электронной библиотеки на площадках открытого доступа и в международном рейтинге электронных хранилищ публикаций Web of Repositories.
«Мы сформулировали задачи перед издательством – стать локомотивом университета, – говорит Валерий Фальков. – И это произошло: издательство активно развивается, публикуя уникальные вещи образовательных серий».
Источник:
Управление информационной политики ТюмГУ
Смотрите также