г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
19 августа, 2016
В Тюменском госуниверситете профилактике коррупционного поведения уделяется особое внимание, регулярно ведутся разъяснительные семинары с сотрудниками структурных подразделений, пополняется нормативно-правовая база на сайте вуза.
Проблему коррупционных проявлений в системе образования руководители вузов региона обсуждали на одном из заседаний Совета ректоров. Ситуация, как выяснилось, не из радостных. Если в 2015 году в Тюменской области к уголовной ответственности за получение и дачу взятки было привлечено 7 преподавателей и 16 студентов, то за полгода 2016-го – уже 3 преподавателя и 30 студентов. Да и суммы взяток существенно выросли. Год назад максимальная сумма взятки равнялась 16 тысячам рублей, сейчас же дошло до 80 тысяч.
Как же поставить этому заслон? Может быть, пустить все на самотек и ждать сознательности от самих учащихся и преподавателей? Увы, но в наше непростое время стоять в стороне – худший из вариантов. А значит, наша задача – широко разъяснять законодательство.
В первую очередь стоит помнить, что это уголовная ответственность. Причем двусторонняя. То есть касается и взяткодателя и «взяткобрателя».
В июле президент России Владимир Путин подписал поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, направленные на усиление и градацию уголовной ответственности за коррупционные преступления.
Так, с 3 июля 2016 года УК РФ дополнен статьей 291.2 «Мелкое взяточничество», которая устанавливает уголовную ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, и статьей 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп», также не превышающий эту сумму.
Если раньше дача или получение взятки расценивались как тяжкое преступление и мерой наказания было несколько лет лишения свободы, то сейчас, учитывая, что в основной массе взятки некрупные (в образовательной сфере это 2-3-5 тысяч рублей), преступление до 10 тысяч переходит в разряд небольшой тяжести. И здесь штрафы много ниже, чем были раньше – максимум 200 тысяч рублей и лишение свободы на срок до 1 года. Расследовать такие преступления будут в форме дознания – это сокращенная форма, а рассматривать эти дела будет не федеральный суд, а мировой.
Однако здесь важно понимать, что появившееся смягчение меры пресечения не говорит о том, что теперь стало безопасно совершать такие преступления. Последствия остались прежними, и они весьма серьезные. Так, например, студенты, попавшиеся на взятке, никогда не смогут трудоустроиться ни в органы власти, ни в правоохранительные органы, потому что будут судимы. Та же участь может ждать их близких родственников и детей. Это останется клеймом на всю жизнь, даже когда судимость будет погашена.
Еще одна статья, которой пополнился Уголовный кодекс, – 204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе». Она же устанавливает ответственность за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Ответственность за обещание во взяточничестве предусмотрена статьей 291,1 УК РФ.
На примере это может выглядеть так: староста группы (в образовательном учреждении чаще всего именно он выступает в роли посредника), предлагает студентам «посодействовать» в решении определенных вопросов. И уже только за одни высказанные слова наступает уголовная ответственность и наказание вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.
Конечно, должно быть доказано, что свои обещания он мог воплотить в жизнь, что были высказаны реальные намерения и была объективная возможность совершить акт передачи денег.
А может получиться и так, что студенты не передадут ему деньги, а сообщат как нравственно воспитанные люди в соответствующие правоохранительные органы. И этого уже будет достаточно для привлечения горе-старосты к уголовной ответственности.
Внесены изменения и в статью 304 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую наказание за провокацию коммерческого подкупа или взятки. Забывать о том, что обиженные студенты могут попросту оговорить нелюбимого преподавателя или подставить его, не стоит. Если преступление будет доказано, виновному грозит наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.
По закону остается неизменным факт освобождения от ответственности в случае, если взяткодатель добровольно сообщил о совершенном преступлении в правоохранительные органы и активно сотрудничал со следствием. Также освобождение от уголовной ответственности возможно в случае, если имел место факт вымогательства.
Все понятия, определения, нормы и приоритетные направления в рамках борьбы с данным антисоциальным явлением содержатся в Федеральном законе «О противодействии коррупции». С 2012 года он обязывает и образовательные организации профилактировать коррупционное поведение.
Среди рекомендованных мер профилактики в законе указаны такие, например, как определение в организации ответственного лица, сотрудничество с правоохранительными органами, введение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы сотрудников, принятие кодекса этики и служебного поведения, предотвращение конфликта интересов и др.
Но важнее всего этого – не упускать из внимания антикоррупционное образование. Необходимо понимать, что через 4-5-6 лет после окончания вуза студенты выйдут во взрослую жизнь, пойдут работать, будут налаживать деловые связи. И от того, как их научили относиться к коррупционным проявлениям в университетских стенах, зависит то, как они будут поступать в своей профессиональной деятельности.
Такая задача стоит не только перед педагогическими работниками, но и перед работниками правоохранительных органов. Но зачастую проводимые ими в организациях занятия разовые, администрации вузов используют их для обучения управленческого и преподавательского состава. До студентов информация о мерах по противодействию коррупции и наказаниях за преступления такого характера практически не доходит.
В решении этой проблемы могут помочь специалисты в области юриспруденции из числа штатного преподавательского состава классических и юридических университетов, согласившись прочитать определенные спецкурсы в технических вузах или учреждениях профессионального образования.
«Бороться с коррупцией в образовании лучше сообща, чем каждому в отдельности, – уверен Валерий Фальков. – Мы традиционно боремся с ней, акцентируя внимание на преподавателях. Но опыт показывает, что больше всего за дачу взятки привлекаются студенты. И многие не считают это деяние противоправным. Именно поэтому очень важно студентов, по крайней мере, предупредить».
Опыт работы ТюмГУ в данном вопросе можно наглядно проследить в созданном на портале университета разделе «СтопКоррупция», где можно найти ответы на самые актуальные и часто задаваемые вопросы о коррупции. Для более легкого понимания важности этой темы там же выставлен целый цикл одноименных радиопрограмм, которые были подготовлены экспертами проекта «Открытая школа права». В них доступным языком рассказывается о том, каковы могут быть проявления коррупции и какая может наступить за них ответственность.
Кроме того, учитывая потребности академического сообщества, а также в помощь всем, кто в той или иной мере интересуется антикоррупционной тематикой, в разделе «СтопКоррупция» размещен достаточно объемный список литературы по обозначенной проблематике, а также перечень нормативных актов Российской Федерации о противодействии коррупционным проявлениям.
Главной же функцией раздела является возможность анонимно задать вопрос и сообщить о коррупционных проявлениях в вузе. К счастью, в Тюменском госуниверситете за последние годы не было уголовных дел по фактам коррупции. Но при таком большом коллективе и при таких соблазнах и возможностях руку на пульсе трудового коллектива нужно держать всегда.
Доступ к полученным сообщениям имеют только 2 человека – ректор университета Валерий Фальков и советник ректора заслуженный юрист РФ Ольга Загвязинская. Вся полученная информация является строго конфиденциальной.
Все это уже сейчас можно легко использовать в повседневной профилактической работе, ведь сказать любым коррупционным проявлениям «Стоп!» мы можем только все вместе при активной гражданской позиции и определенной правовой культуре каждого.
Более подробную информацию о деятельности «Открытой школы права» смотрите на портале ТюмГУ «Антитеррор».
Источник:
Управление информационной политики ТюмГУ
Смотрите также