г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16
8-800-700-05-53 (звонок по России бесплатный)
Часы работы понедельник - воскресенье: с 9:00 до 18:00
07 сентября, 2016
«Каким бы большим ни был поток негатива об исламе в СМИ, важно знать и помнить, что ислам – это религия веры и цивилизации, – говорит Дамир Адгамович. – Стоит лишь обратиться к истории мировой цивилизации, вспомнить, насколько богата исламская цивилизация, сколько достижений, даже в области науки, принес миру ислам, чтобы увидеть: это не религия насилия, а религия мира».
В качестве примеров и доказательств своих слов ученый привел несколько аятов Корана. В частности, один из них гласит: «Нет принуждения к религии». Это значит, что ни один мусульманин не имеет права заставлять кого-либо принять ислам. Этот аят однозначный и не имеет других смыслов. Сегодня же некоторые радикалы пытаются заявить, что это якобы отмененный аят Корана.
Как рассказал Шагавиев, основная проблема, из-за которой в обществе складывается неправильное отношение к исламской религии, заключается в том, что многие мусульмане являются только носителями информации, заучивая Коран, а вот анализировать его не могут. Понимают аяты и суры поверхностно и ошибочно, вырывают хадисы (изречения) пророка из контекста. Толковать ислам могут только специалисты, которые проходят подготовку. Некоторые учатся этому всю жизнь.
Например, радикально настроенные мусульмане трактуют хадис «Между человеком и неверием стоит молитва» так: человек, который не совершает молитву, является неверным. На самом же деле здесь под неверием может пониматься только отрицание молитвы как таковой, пояснил ученый. То есть если верующий по какой-то причине не совершает молитвы, это еще не делает его вероотступником. Получая хадис в искаженном понимании, радикалы чинят самосуд, обвиняют даже родителей и родственников.
Еще один хадис, который используется радикалами и теми, кто хочет завербовать молодежь в запрещенные организации и секты, звучит так: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут, что нет божества, помимо Аллаха, и Мухаммед его посланник».
«Можно подумать, что вот же он текст, в котором говорится, что нужно убивать людей, пока они не будут принимать ислам... Но если обратить внимание, то сказано: «Мне(!) было приказано», то есть пророку лично, а не всем мусульманам. Далее сказано «сражаться», и это слово не несет в себе смысл «убивать». Для этого значения в арабском языке есть другой глагол. Сражаться – не значит убивать. И под людьми в этом хадисе подразумеваются не все люди, а конкретно язычники арабы-мекканцы, которые напали на пророка и его сподвижников», – разъяснил Шагавиев.
Он также разъяснил значение «страшного» слова «джихад», которое в последнее время так любят СМИ. Это слово тоже трактуется неправильно, понимается в буквальном смысле как «война». На деле же эта «война» совершенно не имеет подоплеки вооруженных столкновений, убийства или истребления «неверных», а означает усилия, с которыми мусульманин совершает то или иное деяние, борьбу с самим собой, со своими страстями, усердие в вере.
Решение проблемы вербовки молодежи в радикально настроенные исламские организации Дамир Шагавиев видит в просвещении.
«Нужно всяческими способами просвещать молодежь о понятии ислама, снимать все стереотипы, которые есть вокруг исламской религии, разъяснять причины искажения интерпретации положений ислама, показывать болевые точки, которые часто используются вербовщиками. Если мы сможем увидеть корни вредных псевдоисламских идеологий и их возможные последствия, то сможем выстроить правильную профилактику и борьбу с радикализмом на почве религии и вытекающими из него явлениями», – считает Шагавиев.
К сведению:
Дамир Шагавиев закончил бакалавриат и магистратуру Международного исламского университета в Малайзии, где учился на факультете гуманитарных наук и исламоведения. Кандидат исторических наук, доцент кафедры исламского вероучения Российского исламского института, заведующий отделом истории религий и общественной мысли Института истории Академии наук Республики Татарстан. Владеет английским, арабским, турецким и некоторыми другими языками. Сфера научных интересов: ислам в истории и культуре татарского народа, религиозные течения и группы в исламе, исламское источниковедение.
Более подробную информацию о деятельности «Открытой школы права» смотрите на портале ТюмГУ «Антитеррор».
Источник:
Управление информационной политики ТюмГУ
Смотрите также