Меню

Московская традиционная олимпиада школьников по лингвистике

Первая Традиционная олимпиада по языковедению и математике для школьников была проведена на Отделении структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ в 1965 году.

Создание Олимпиады прежде всего связано с именами трёх людей: А. Н. Журинского (1938-1991), известного лингвиста и автора книг о лингвистических задачах, а тогда еще студента; математика В. А. Успенского (1930-2018), профессора механико-математического факультета МГУ; и А. А. Зализняка (1935-2017), будущего академика РАН и лауреата Государственной премии России за выдающиеся достижения в области лингвистики.

Уникальность Олимпиады по лингвистике в том, что для успешного участия в ней не требуется никаких специальных знаний — достаточно владеть русским языком и уметь логически мыслить. На каждом туре участник получает пять самодостаточных задач, для решения которых достаточно той информации, которая содержится в условии. Никакой лингвистической подготовки не нужно: главное — языковая интуиция и способность к логическим рассуждениям. Такие задачи впервые предложил американский лингвист Г. Глисон, но развитие они приобрели у нас в стране прежде всего с появлением задач А. А. Зализняка и А. Н. Журинского. Решая лингвистическую задачу, можно в упрощённых условиях познакомиться со многими элементами творческой деятельности лингвиста, «открыть» многие лингвистические понятия и явления. Задачи на русский язык позволяют узнать что-то неожиданное о родном языке, а другие задачи – их большинство – знакомят с материалом различных языков мира — больших и малых, живых и мёртвых.

В задачах каждой Олимпиады используется 15–20 различных языков. За годы проведения Олимпиад создано более тысячи задач, содержащих материал нескольких сотен языков. Среди авторов задач — как известные лингвисты, так и студенты и иногда даже школьники. Но каждая задача проходит тщательную проверку и всесторонне обсуждается специалистами. Многие лингвистические задачи можно найти в газетах и журналах, специальных сборниках и в интернете.

Каждая задача является оригинальным авторским произведением, но обязательно проверяется, обсуждается и рецензируется на задачной комиссии. Задачная комиссия — совершенно особый коллектив единомышленников-энтузиастов, в котором на равных правах принимают участие и известные учёные, и студенты. Подготовка задач к Олимпиаде продолжается несколько месяцев, так что эта комиссия является постоянно действующей — после завершения одной Олимпиады тут же начинается составление задач для следующей. Отобранные для Олимпиады задачи издаются в двух брошюрах: задачи I тура и задачи II тура. Приходя на Олимпиаду, каждый школьник получает брошюру с задачами соответствующего тура.

Заключительный этап:

Проходные баллы на очные туры: 8 класс: 60, 9 класс: 54, 10 класс: 51, 11 класс: 55.

Первый тур:

  • 27 февраля, очно;
  • длится 5 астрономических часов.

Перевод на второй тур по результатам первого тура рекомендательный, "неперевод" участника на второй очный тур означает лишь то, что его/её результат I тура с наибольшей вероятностью не позволит рассчитывать на призовое место, так как победители определяются по сумме баллов, набранных на обоих личных турах.

Второй тур:

  • дата II тура пока неизвестна (вероятно, в марте);
  • длится 5 астрономических часов.